BNRM, Serviciul Literaturile lumii (libermundi) wrote,
BNRM, Serviciul Literaturile lumii
libermundi

Categories:

Станислав Пшибышевский - 150 лет со дня рождения

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Станислава Пшибышевского (Stanisław Przybyszewski),
польского писателя, поэта, драматурга и публициста (07.05.1868 – 23.11.1927)

На рубеже 19-20 веков Пшибышевский выступал в роли величайшего вдохновителя литературной жизни, даже пророка.

  Его значение для периода «Молодой Польши» далеко не исчерпывается фактами биографии и даже важностью написанных им текстов. Авторы-интеллектуалы, как правило, соотносили свои взгляды с идеями, провозглашаемыми Пшибышевским. Значительная часть поколения говорила его языком. Одной из причин популярности был его эксцентрический и скандальный образ жизни. Известность он приобрел в Берлине, где был одним из героев богемы.

Краковский еженедельник «Życie», поначалу открытый для разных взглядов (начало 1898-го), стал трансформироваться в журнал молодого поколения, и когда редактором стал Пшибышевский, журнал превратился в трибуну неоромантического литературного течения «Молодая Польша». В номере 1 от 1899 года Пшибышевский опубликовал манифест нового искусства под названием «Confiteor» («Исповедаюсь»), ставший одним из важнейших программных текстов модернизма. Его главный лозунг — «искусство ради искусства» был не только призывом к автономии творчества; за ним стояла убежденность Пшибышевского, которую разделяли другие авторы той эпохи, что искусство открывает важнейшие истины бытия, позволяет познать Абсолют. «Нагая душа» художника, свободная от условностей, социальных оков и интеллектуальных стереотипов, способна преодолеть дуализм человеческого естества с его биологическими и духовными сторонами, поскольку этот дуализм мнимый, скрывающий основополагающее единство бытия. Сфера Абсолюта, к которой принадлежит очищенная от социальных ограничений «нагая душа», первоначально имела яркие приметы биологическо-сексуальной сферы, детерминирующей сознательную жизнь человека и вызывающей постоянный морально-нравственный конфликт. Отсюда Пшибышевский выводил концепцию «невинной вины», фатума и зла как неотъемлемого элемента бытия.  Однако постепенно его «нагая душа» эволюционировала и одухотворялась. Ее деструктивная энергия послужила импульсом для индивидуального совершенствования. Автор соединил принадлежавшую Юлиушу Словацкому идею «Короля Духа», уничтожающего обнаруженные им формы бытия с целью создания совершенных существ, с ницшеанской идеей сверхчеловека. И чтобы узаконить это сочетание, Пшибышевский в итоге принял концепцию реинкарнации.
Философские проблемы, сформулированные в эссе и поэмах прозой, Пшибышевский излагал языком литературного повествования и драматических произведений. Он опубликовал множество романов (все — трилогии) на немецком и польском языках.

Каждая его книга вызывала оживленную реакцию в обществе — главным образом, по причине нарушения нравственных табу и намеренной моральной провокации. Его романы и эссе переводились на разные языки (в том числе на английский, итальянский, русский, чешский, болгарский, сербохорватский, идиш) и оказали большое влияние на литературу того периода — в особенности на скандинавскую и центральноевропейскую. Творчество Пшибышевского повлияло и на русских символистов.

В свое время Пшибышевский сыграл важную роль в культурной жизни Польши как художник и мыслитель, а также как большой провокатор, разрушитель нравственных норм. Он писал также на немецком языке и был одним из наиболее известных в Европе писателей. Сегодня он интересен, главным образом, историкам литературы и культуры, а также любителям эпохи «Молодой Польши». Театры редко обращаются к его пьесам.

Еще во время Первой мировой войны этот враг ангажированности искусства и противник каких-либо его общественных функций был захвачен патриотической волной. После войны поддерживал новое независимое польское государство — не только словом, но и делом. Был инициатором и организатором пропольских общественных акций, а также являлся государственным чиновником, чья работа на этом поприще очень ценилась. По свидетельству его биографа, Станислава Хельштынского, некогда проклятому поэту устроили похороны, достойные уважаемого сановника. Пшибышевского похоронили в местечке Гура на Куявах. Его гроб, который везла четверка лошадей, был украшен государственной символикой. Похоронная процессия растянулась на километр, за гробом шли государственные и церковные деятели, ректоры высших школ, писатели и журналисты. Над могилой был произведен залп. В последующие четыре года проходил общественный сбор средств на надгробный памятник, сохранившийся до наших дней.
https://culture.pl/ru/artist/stanislav-pshibyshevskiy

В нашей коллекции отсутствуют какие-либо книги Пшибышевского – досадный пробел! Но зато мы нашли редкий документ, настоящий «полоник», посвященный Станиславу Пшибышевскому, и предлагаем его вашему вниманию.
На издании стоят редкие печати:   «Польской библиотеки благотворительного общества в Кишиневе» и «Печать общества пособия бедным при Кишиневской римско-католической церкви», а также книжного магазина Эдварда Островского в Одессе, который в начале 20 века имел свой филиал и в Кишиневе.  Это погружает нас в атмосферу старого города, каким он был 115 лет тому назад…


































































Tags: Biblioteca Națională Republicii Moldova, Stanisław Przybyszewski, cultura poloneză, cultură, cărţi din colecţie, elina bolgarina, literatura poloneză, literaturile lumii
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments