BNRM, Serviciul Literaturile lumii (libermundi) wrote,
BNRM, Serviciul Literaturile lumii
libermundi

Categories:

ЖАН РАСИН — 380 ЛЕТ. «НА ВЫСОТЕ НЕДОСЯГАЕМОЙ».

   

"Театр Расина! Мощная завеса
Нас отделяет от другого мира."

О.Мандельштам
380 лет назад, 22 декабря 1639 года, был крещен Жан Расин (1639-1699) - один из величайших французских драматургов 17 века, наряду с Мольером и Корнелем, чьи пьесы - вершина европейского театра эпохи классицизма.
Художественное мироощущение Расина формировалось в то время, когда политическое сопротивление феодальной аристократии было подавлено и она превратилась в придворную знать, покорную воле монарха и лишённую созидательных жизненных целей.
Жан Расин вошел в литературу в эпоху, неблагоприятную для развития жанра трагедии. В середине XVII века и особенно в первой половине 1660-х годов трагедия переживала период временного кризиса. Именно в эту пору с особой силой раскрылся гений Мольера. Жанр комедии, хотя его по-прежнему считали «низким», занял ведущее место в искусстве. Трагедии Корнеля уже не пользуются прежней славой, а новые его произведения не поднимаются до уровня «Сида» и «Горация». Героическую трагедию Корнеля вытесняет так называемая «лирическая трагедия». В этой новой разновидности жанра нет места для больших, общенациональных проблем, для споров о формах государственного правления, нет и героических характеров. Центр тяжести переносится на проблемы личной жизни персонажей, на описание любви.

Жан Расин родился в провинции, в семье, принадлежавшей к чиновничьей буржуазии. В трехлетнем возрасте остался сиротой, обучался в школе при монастыре Пор-Рояль, куда удалилась от света его бабушка. Здесь он получил строгое религиозное воспитание и классическое образование.
Творческое наследие Расина довольно многообразно. Перу драматурга принадлежат поэтические произведения (кантата «Идиллия о мире»), комедия «Сутяги», различные сочинения и наброски, «Краткая история Пор-Рояля», переводы с греческого и латинского. Однако бессмертие Расину принесли его трагедии.
В трагедиях Расина главными героями становятся люди, развращённые властью, охваченные страстью, с которой невозможно справиться, люди колеблющиеся, мечущиеся. На первый план в пьесах выступает не столько политическая, сколько нравственная проблематика. Автор пытается проанализировать страсти, которые бушуют в сердцах царственных героев. При этом Расин ориентируется на возвышенный гуманистический идеал, то есть в пьесах чувствуется преемственность с традициями эпохи Возрождения. Однако Г. Гейне отмечал при этом новаторский характер драматургии Расина: «Расин был первым новым поэтом… В нем средневековое миросозерцание окончательно нарушено. Он стал органом нового общества».
Трагедии Расина отличаются от трагедий его предшественников, в частности, от Корнеля. Расин не мог равняться с Корнелем энергией изображаемых характеров, но далеко превосходил его совершенствами внешней формы. Красота языка, изящество слога, гладкость стихов и плавное течение речи, которыми уже отличались «Андромаха» и «Британник», были такими выдающимися совершенствами, которые не могли не производить сильного впечатления на публику.В основе построения образов и характеров в расиновских трагедиях лежит идея страсти как движущей силы человеческого поведения. Изображая представителей государственной власти, Расин показывает, как в их душе эта страсть борется с их представлениями о долге. В своих трагедиях Расин создал целую галерею персонажей, опьяненных властью и привыкших к тому, что исполняются любые, даже самые низменные желания.
Расин стремился не создавать статичные, сложившиеся характеры, его интересовала динамика души героя. Обязательным в трагедиях Расина является противопоставление двух героев: с одной стороны, порочного и развращенного властью, а с другой – чистого и благородного. Именно в «чистом» герое Расин воплотил свою гуманистическую мечту, свое представление о душевной незапятнанности.
Со временем в художественном мироощущении и творческой манере Расина происходят изменения: конфликт человека и общества перерастает в конфликт человека с самим собой. В одном и том же герое сталкиваются свет и тьма, рациональное и чувственное, страсть и долг. Герой, олицетворяющий пороки своей среды, в то же время стремится возвыситься над этой средой и не желает мириться со своим падением.
Расин был наиболее значительным выразителем художественных основ классицизма, создателем одной из ярчайших моделей литературного творчества. Он не испытывал трудностей от следования классицистическим правилам, как Корнель, напротив, многое достиг именно в результате следования этим правилам. Вот почему в эпоху романтизма, в начале XIX века, его имя стало символизировать всю систему классицизма.



"Если Корнель показывает людей такими, как они должны быть, то Расин – такими, как они есть."
Ж. де Лабрюйер


Pe data de 22 decembrie 2019 se împlinesc 380 de ani de la nașterea lui Jean Racine  (22 decembrie 1639 - 21 aprilie 1699), părintele tragediei franceze. Poet dramatic, Jean Racine este o figură remarcabilă a clasicismului francez, cel mai mare autor tragic al vremii.Opera sa a marcat începutul teatrului național clasic și a câștigat același respect ca și lucrările lui Moliere și Corneille.
Numeroasele piese pe care le-a scris au atins un succes răsunător în teatru, până în momentul în care au devenit piese cheie pentru dezvoltarea expresiei artei. Cu aceasta, scriitorul a reușit să devină primul dramaturg care a trăit pe banii câștigați prin vânzarea operei sale.
Atenția la fiecare detaliu al operei sale, textul, expresivitatea actorilor care îi reprezentau lucrările și decorarea scenei erau atribute care l-au distins de restul dramaturgilor de atunci și l-au condus la succes.
Vă prezentăm operele lui Jean Racine din colecția “Literaturile lumii” a Bibliotecii Naționale RM.




Andromaca
După ce s-a despărțit definitiv de religia jansenistă, Jean Racine a scris Andrómaca în 1667. Această lucrare s-a ocupat de modul în care patru personaje au reușit între nebunie și dragoste nerecuperată.
Lucrarea a fost un succes răsunător, până în momentul în care a făcut din Racine una dintre principalele concursuri ale lui Pierre Corneille, un alt dramaturg important al vremii.



Britanic
Problemele politice implicate în povestile tragice au avut loc între scrierile lui Racine cu Britanic . Publicat în 1669, când dramaturgul avea 31 de ani, complotul său se învârte în jurul împăratului roman Nero.
Prezența unei performanțe de balet în mijlocul operei și reflexia cu care personajele au ieșit din realitatea în care trăiesc, au transformat Britanicul într-o piesă inovatoare.



Berenice
Scrisă în 1670, a fost o lucrare distribuită între cinci acte care a fost inspirată de o frază a unui istoric roman și a unui biograf care a trăit în anul 70 după Hristos. La fel ca Andromache, Berenice s-a apropiat de dragostea dintre doi oameni și de trădarea unuia dintre ei față de celălalt.


Bayezid
Ca și Berenice, Bayezid a fost o lucrare care conținea cinci acte. În ea a fost relatat un fapt de viață reală care a avut loc în Imperiul Otoman, în 1630.
Lucrarea a fost scrisă și publicată în 1672. Deși a avut o bună recepție de către public la momentul prezentării sale, succesul lui Bayezid nu a fost menținut în timp: este una dintre lucrările lui Jean Racine, cel puțin interpretat astăzi.



Fedra
Una dintre numeroasele tragedii scrise de dramaturgul Phaedra a fost interpretată și publicată în anul 1677. Este inspirată de una dintre lucrările lui Euripides, unul dintre cei mai importanți poeți greci, și povestește despre Phaedra, o prințesă militară a Mitologia greacă.
 

Esther și Athalia
Au fost ultimele două tragedii pe care Racine le-a scris. Elaborarea sa a fost la cererea soției regelui Ludovic al XIV-lea, doamna de Maintenon.
Esther avea trei piese și a fost compusă pentru unii studenți; Atalia a fost scrisă după succesul lui Esther și a abordat simțul eticii și importanța religiei pentru ființa umană.
             

                             

"O tragedie nu trebuie neapărat să includă sânge şi moarte; este îndeajuns să fie străbătută de acea tristeţe maiestoasă care este esenţa tragediei."
                                                                                               Jean Racine



Tags: aniversări, cărţi din colecţie, jean racine, jubilee, literatura franceză, victoria ratkovskaia
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments